В середине XIX века в Лондоне случилось событие, которое вошло в историю как «Великая вонь». Столица Британской империи была промышленным, культурным и финансовым центром мира. Это был город огромных денег, и каждый год десятки тысяч людей приезжали туда в надежде найти своё счастье. За пятьдесят лет население Лондона удвоилось. Несмотря на величие дворцов, набережных и парков, там не было элементарного городского благоустройства, привычного сегодня. Бытовые отходы сбрасывали напрямую в Темзу, из неё же брали воду для приготовления еды. Во время отливов берега реки демонстрировали нечистоты, что накопились в ней за годы промышленной революции.
В июне 1858 года обстановка в столице стала невыносимой: температура достигла 49 °C, из-за чего уровень воды упал, а смрад от испарений распространился в радиусе 10 километров. Недовольство горожан вынудило британский парламент выделить гигантские деньги на реконструкцию береговой линии и создание новой центральной канализационной системы. Она получила название Bazalgette, в честь инженера-строителя Джозефа Базэлджета, который её спроектировал и построил. До сих пор часть этой системы обслуживает жителей Лондона.
По примеру британцев, новые центральные коллекторы стали появляться в крупных городах по всему миру. Он стал привычным элементом большого города. Настолько естественным, что хочется иметь такой уровень комфорта в отдалённых местах, где нет канализации. Человечество преодолело большой путь от зловонных ям под крепостными стенами до безвредных станций биологической очистки прямо у дома. Давайте посмотрим, как это происходило.
Первый водопровод
Известно, что кочевники были людьми жестокими, отсталыми и совершали постоянные набеги на оседлые народы, а потом на государства. У них был не только дикий нрав, но и образ жизни. Первые разумные люди на земле вели похожий образ жизни и тоже долгое время кочевали с одного места на другое, оставляя после себя горы мусора. Отходы в те времена был исключительно органического происхождения, поэтому лежали там, где были оставлены, пока природа естественным образом не утилизировала их. Проблемы запаха не существовало, потому что через пару дней наши предки уходили в другое место, в поисках новой еды. Археологи по таким «мусорным маркерам» судят о времени пребывания древних людей в какой-то местности, траектории их передвижений, образе жизни. На раскопках жилищ хорошо видно, что с появлением оседлости появились и первые планировки домов. Уже в те времена люди понимали, что лучше разграничить зоны для отдыха и сна, разделки животных и свалки отходов. Появились зоны для туалета и мусора, которые находились отдельно от мест проживания. Задолго до первых цивилизаций люди изобрели глиняный горшок, его использовали для хранения плодов, злаков, воды, различных заквасок, а также его использовали для естественных нужд.
Первая канализация появилась с развитием земледелия и необходимостью постройки ирригационных сооружений для полива огородов. По мере роста первых цивилизаций проблема очистки сточных вод и отходов становилась более актуальной, особенно в густонаселённых городских районах. В древнем Вавилоне – крупнейшем городе того времени, глиняные трубы впервые использовали для отвода грязной воды от домов. На всём Древнем Востоке центральные канализационные системы были построены с использованием сети взаимосвязанных каналов, которые объединялись с ирригационной и судоходной инфраструктурой. Эти каналы укреплялись обожжённым кирпичом и они служили проводниками бытовых отходов, которые в конечном итоге использовались для орошения и удобрения почвы.
Позднее на острове Крит появилась ливневая канализация, близкая по своему устройству к современной. В Микенах действовали сложные сооружения, отводившие воду из уличных водостоков и жилых зданий. Грязная вода уходила по крупным подземным коллекторам, где впервые были использованы отстойники и ирригационные поля. Ахейцы строили каналы из кирпича и камня, а также прокладывали под землёй керамические трубы. На основе этого опыта греки, а потом и римляне, обустроят свои города-государства.
Канализация в Древнем Риме
Центральная канализация в Древнем Риме, известная как Cloaca Maxima (что в переводе с латыни означает «очищать»), была наиболее совершенной системой с заделом на много веков вперёд. Изначально она была построена в VI веке до нашей эры как открытый канал и выполняла две задача: осушать болотистую почву и отстаивать городские стоки. Позднее римляне построили центральную магистраль, которая соединялась с каждым общественным туалетом и термой. Она собирала нечистоты и отводила их к реке Тибр. Рим рос, к I веку новой эры население города достигло миллиона человек, вместе с этим разрасталась система водоснабжения и канализации. Это был настоящий подземный город, который, согласно верованиям, охраняла богиня Клоацина. Её святилище находилось на Римском форуме у места, где сточный канал, проходивший под базиликой Эмилия, вливался в Большую Клоаку. Римляне предавали большое значение канализации, поскольку посещение туалета, как и банные процедуры, являлись делом общественным. Там могли принимать важные деловые или политические решения.
Нашествие варваров и падение Рима ознаменовало конец античности, что привело к утрате многих вещей, в том числе принципов городской санитарии, установленных римлянами. Римские канализационные системы на оставленных территориях были разрушены, а новые практически не строили. Итогом были эпидемии, уносившие тысячи человеческих жизней.
В Средние века типичная «наружная канализация» в городе состояла из отдельных ручьёв и канав, которые протекали вдоль улиц. Жители сбрасывали в них отходы прямо из окон. Однако не всегда соблюдался необходимый уклон, ручьи засорялись, в результате чего отходы разлагались прямо на улицах. Кроме того, за домами можно было найти специальные узкие переулки, предназначенные для сброса всех видов отходов. Такая ситуация продолжалась несколько столетий, а в небольших городках вплоть до XX века.
Когда появилась канализация в России?
Расположение нашей страны, преимущественно в северных широтах, отражалось на устройстве городов: высокий уровень грунтовых вод и промерзание грунта, требовало от строителей особого подхода. На Руси в XI–XIV веках уже были построены подземные каналы для отвода загрязнённых вод из таких городов, как Новгород и Москва. Однако до Петра I система отвода загрязнённых стоков от крупных городов была довольно примитивной, использовались в основном небольшие и деревянные сооружения. В Москве, например, только район в пределах Садового кольца имел надлежащую по меркам того времени канализацию, в то время как остальная часть города полагалась на вывозную систему. Выгребные ямы использовали для накопления отходов, а для их укрепления изготавливали деревянные срубы, обмазанные глиной. Эти сооружения не обеспечивали должной защиты земли и загрязнения часто просачивались в питьевые колодцы, что приводило к эпидемиям холеры. Строительство полноценной канализации началось в 1874 году по постановлению Московской городской думы.
Санкт-Петербург был заложен в заболоченной местности, что изначально предполагало строительство водоотводящих каналов. Они играли в первую очередь осушительную роль. Вдоль улиц делали рвы, укреплённые досками, а также прокладывали подземные водоотводы из деревянных труб. Стоки уходили в реки за городской чертой. При Екатерине II начато строительство сети каменных каналов под улицами столицы империи, которые собирали дождевую воду и сбрасывали в Неву, вместе с отходами. Тем не менее проблема эпидемий и наводнений оставалась актуальной до первой половины XX века. Последний большой потоп случился в 1924 году, уничтожив почти всю систему канализаций и водоотводов.
Первый проект строительства системы водоочистных сооружений в Санкт-Петербурге датируется 1859 годом, но городская Дума много раз откладывала решение вопроса. Только спустя 50 лет дело взял в свои руки Пётр Столыпин, предложивший проект под громким названием «О принудительном оздоровлении столицы». Ситуация сдвинулась с мёртвой точки, но была остановлена Первой мировой войной и Октябрьской революцией. Только в конце 1960-х годов, при советской власти, Ленинград получил современную канализационную систему.
Автономная канализация
Спустя 100 лет после лондонской «Великой вони» большинство городов Европы и США обзавелись канализацией. Это повысило качество жизни и избавило развитый мир от бесконечных эпидемий. Параллельно этому процессу существовала идея создания автономной системы очистки стоков. В XIX веке искали способ, как быстро и недорого решить проблему выгребных ям, которые тогда были обычным делом у любого дома.
22 сентября 1881 года француз Жан-Луи Мура подал заявку на патент нового выгреба, названного им «автоматический очистной выгреб без запаха». Примерно в это же время в Великобритании инженер Дональд Камерон патентует аналогичную конструкцию septic tank (септический резервуар). Конечно, это были не первые в истории индивидуальные очистительные сооружения, но в их конструкции легко узнать современную локальную систему очистки стоков.
После Второй мировой войны цена на септики значительно снизилась, благодаря чему их популярность возросла. Это совпало с бумом индивидуального жилищного строительства в США и других странах. Сегодня 20% американских домохозяйств используют автономную канализацию. В середине 1970-х годов на Западе были предприняты усилия по стандартизации септиков, что привело к повышению их эффективности при переработке больших объёмов сточных вод. В 1990-х годах пластиковые септики стали заменять бетонные и металлические конструкции, повысив их надёжность и долговечность. Стоит также отметить, что принцип работы таких очистителей практически не изменился со времён сооружений Древней Греции. Настоящую революцию в локальных системах канализации произвели станции биологической очистки. Эти станции могут обеспечить очистку сточных вод до 98%, не имеют запаха, а занимают места меньше, чем погреб.
Отправьте сообщение с вопросом или предложением о сотрудничестве